Русские Народные Песни Тексты Короткие
На данной странице представлена глава исследования «Основы ладового строения русских народных песен» советского музыковеда Феодосия Антоновича Рубцова (1904—1986), посвящённая проблемам диатонических ладов русских народных песен
Основой русской народной песенности издавна считается диатоника, то есть система музыкальных звуков, образуемая последовательностью основных (не видоизмененных) ступеней лада, отстоящих друг от друга на тон или полутон.
Порядок расположения тонов и полутонов в диатонической шкале европейской музыки определяется так называемым «основным» звукорядом, наглядно представленным белыми клавишами фортепиано. Именно к этому звукоряду и было принято сводить строение народной мелодики.
В своей статье «Русская народная песня как предмет науки» Серов писал: «Любую истинно русскую песню можно сыграть... на одних белых клавишах нашей клавиатуры... напев, которого нельзя перевести в чистый диатонический тон и сыграть на одних белых клавишах, окажется напевом или не русского народного происхождения, а чем-то заимствованным... или музыкой, сочиненной в кабинете по немецко-итальянским образцам.»
Действительно, мелодике русских народных песен совершенно чужд хроматизм, и в этом смысле все русские песни строго диатоничны. Вместе с тем более углубленное знакомство с песнями, взятыми во всем их жанрово-стилистическом многообразии, показывает, что народная мелодика, даже оставаясь ладово одноплановой, то есть лишенной модуляционных отклонении, не всегда укладывается в звукоряде белых клавиш. Примером нарушения норм «основного» диатонического звукоряда может служить один из свадебных напевов Пинежья: